Уральский Vaporwave. Sokpb Avabodha и Zhurnal Mod. Интервью.
Осенью 2019 я нашёл кассету на Bandcamp, это был эмбиент-спокен ворд альбом от 3х авторов: Радиомай, Наташа Денисова, Sokpb Avabodha. К счастью, кассета продавалась на страничке вк Sokp Avabodha в Екатеринбурге, и я связался с продавцом, чтобы выкупить её. На небольшом белом джипе подъехал мужчина и передал мне запись. На пассажирском сидении я приметил сборник из 4х кассет. Это была компиляция чилийского vaporwave лейбла, в которой он принял участие. Мы немного поговорили, и я узнал, что помимо эмбиента он занимается своим Vaporwave лейблом. Спустя 2 года редких переписок по поводу кассетных маркетов - мне удалось взять интервью у него.
Когда мне было 14 лет, друг моего родственника записывал Smooth Jazz на синтезаторе Yamaha на встроенных пресетах. Я ускорил одну композицию, добавил сбивок и записал на кассету, получился такой pop-jungle.
Ещё с бобинником экспериментировал. Там можно было накладывать две дорожки друг на друга. Я совместил Pink Floyd - Sorrow и The Prodigy - Weather Experience - получился по сути Vaporwave задолго до его официального появления. Я думаю, многие в детстве подобным промышляли.
Ты в музыкальной школе научился играть на гитаре?
В 10 лет я ходил на курсы игры на гитаре. Там меня учили правильно ставить руки для игры на классической гитаре, и расположению нот на грифе.
Твой первый альбом trava/gran' опубликован в 2009. Как ты записывал его?
Я записал его в 2005. У меня была аудио-карта Creative Live с эффектами. Я нашёл довольно странный эффект, фильтр, и записал акустическую гитару на компьютерный микрофон, затем пустил запись через этот фильтр и вживую менял его настройки. Получился 26 минутный трек “трава”.
Вторая тема с этого релиза - я включил ТВ тюнер и смотрел через него разные телепрограммы, а звук проходил через фильтр. Я слушал это и плавно входил в астрал.
При этом всё записывалось, потому что я понимал - происходит что-то новое и интересное для меня. Но я не думал, что кому-то ещё это будет интересно, и года 4 никуда не выкладывал. А в 2009 году узнал, что на сайте torrents.ru(сейчас rutracker.org) есть раздел авторской музыки, куда люди выкладывают своё. Я тоже решил опубликовать и получил несколько положительных комментариев, и это подстегнуло меня что-то ещё записать.
С первого релиза у тебя чувствуется общее настроение в музыке. В основном это дроун или эмбиент. Как ты думаешь, почему?
Мне нравится музыка, которая погружает в транс. Иногда слушаешь песню длиной 6-7 минут, и там есть такой момент на 2-3 минуты. В принципе песня совсем не нужна, возьми ты этот момент, зацикли и сиди кайфуй.
Но ты все таки используешь много гитары?
Да, мне она нравится, потому что ведёт себя непредсказуемо: можно сильнее сыграть, потише, не прожать струну, или ещё что-то. У меня большинство треков основано на повторяющихся аккордах, но где-то паузы больше или меньше, где-то звук тише или громче. Я поклонник минимализма, потому что из одного паттерна можно получать постоянно меняющиеся структуры.
Практически все релизы ты издаёшь на дисках. Почему решил на физическом носителе?
Я не пользуюсь стриминговыми сервисами, люблю когда музыка на физическом носителе. Пусть даже просто записана на CD-болванку. У меня большая коллекция дисков и винила.
К тому же, когда покупаешь носитель у музыканта, создаётся какая-то связь с ним. Сейчас люди скачивают всё подряд. Возможно человек скачал и так и не послушал, или послушал и сразу удалил. А когда человек покупает у тебя, пусть даже и CD-болванку, он покупает её не ради болванки, а для того, чтобы эту связь установить.
Из всех релизов какой бы ты выделил? Что-то особенное для тебя.
Самый первый - trava/gran'. Потом Velitchiye Gor - с него пошёл lo-fi звук.
А самый востребованный - это коллаборация с музыкантом WMRI - "Music for Fields. Хотя запись сделана в 2010, его до сих пор слушают люди и пишут положительные отзывы, восторгаются, не побоюсь этого слова.
Это последний альбом, который сыгран на полностью на гитаре, без сэмплов. Я записал его на винтажную советскую кассету МК-60-5, которая изготовлена почти 30 лет назад. Где-то тогда же началась моя любовь к кассетам. В каждую кассету вложено персональное рукописное послание и видео-клип про детство, записанный на советскую камеру в конце 70х.
Сейчас ты больше работаешь с Vaporwave. Как ты им увлёкся?
По сути я этим давно занимался, просто мне было несколько неловко. Ты берешь чужие сэмплы и ничего своего не записываешь.
У меня была только электрогитара без примочек. Я подключал её в магнитофон Вега, добавлял громкости и получался эффект distortion. Я вырезал сэмплы из песен в Adobe Audition и накладывал свои гитарные партии. Все файлы сохранились, теперь в порядке вещей релизить подобное.
В 2017 я услышал трек t e l e p a t h テレパシー能力. Мне очень понравилось, что один сэмпл фортепиано играет 10 минут на повторе. Тогда я понял, что люди делают то, что я делал 15 лет назад: они берут часть композиции, которая нравится и повторяют её 20 минут, хочется сидеть слушать. Это похоже на то, когда хочется чего-то сладкого и ты ешь и ешь и не можешь остановиться до полного насыщения.
Твой лейбл Zhurnal Mod сделан в стиле журналов 80х-90х. У моей мамы тоже был журнал Бурда. Почему взял эту эстетику?
Кто-то использует для Vaporwave иероглифы, японию, футуристические вещи. Другие используют эстетику автомобилей и женщин из 80х. Мне хотелось взять что-то подобное, но из Советского Союза. К тому же это достаточно большой источник картинок, мало исследованный. В течение года раз в неделю я публиковал новые треки с картинками в этой эстетике на bandcamp.
Я вижу, что твою первую кассету №195 сразу же раскупили. Выходит ты попал на волну популярности этой музыки?
Ну, кассета разошлась не за один вечер. Тираж был 20 копий, и я стал раскидывать ссылку на релиз по группам в Facebook. Со временем подписчиков стало больше, и музыку стали покупать чаще.
Почти все релизы называются Untitled. Почему так?
Потому что это чужая музыка, я не считаю возможным называть её по-своему.
Но некоторым я все же дал название. Например, альбом 8-800-On The Line Dreaming записан на телефон. Я просто звонил на разные номера 8-800 и записывал музыку, играющую фоном при ожидании ответа. Отсюда появилось название альбома. А названия треков - это имена файлов в телефоне, получившихся после записи звонков. Этот альбом издали на чилийском лейбле No Problema Tapes, как и более поздний Pathos/Hades, навевающий мне мысли о Средиземном море, Греции и её древних мифах.
Но ты ведь не только свою музыку там публикуешь?
Да, не только свою. Как-то я наткнулся на альбом чилийца Sakura Lee. Мне очень понравилось, я купил его цифровой релиз и записал для себя на кассету, чтобы просто слушать. Сделал обложку к нему. Мне понравился вид этой кассеты, и я предложил Sakura Lee её выпустить. Он согласился.
Да, я заметил, в шапке Bandcamp написано: "Все треки Zhurnal Mod имеют точную длительность, кратную 5 минутам. Так что ты можешь с лёгкостью записать личную коллекцию любимых треков Zhurnal Mod на любую стандартную кассету."
Я цифру слушать не особо люблю, и если мне очень нравится какой-то релиз, я записываю его на кассету, печатаю обложку на цветном принтере и получается релиз для себя.
Есть у меня несколько поклонников, которые покупали все релизы - я сделал для них специальные сборники из неопубликованных треков. Обложки для этих сборников я вырезал из журналов. Каждая кассета в единственном экземпляре.
Эту фотографию мне прислал один из поклонников, который скупил все мои релизы:
"Я издаюсь ещё на других лейблах, для продвижения музыки среди постоянных слушателей этих лейблов. Но мне больше нравится самому cобрать музыку, сделать обложку, и продавать её лично."
English version: https://popeyemagazine.jp/en/post-64670/
Japanese version: https://popeyemagazine.jp/post-64638/
Вконтакте Bandcamp Facebook Discogs
Zhurnal Mod:
Bandcamp Вконтакте
Лейбл Фактура:
Вконтакте Bandcamp Soundcloud Instagram Facebook Telegram