Коля Котельников (Шутка, Berenice Hair). Интервью
В сентябре 2021, Вконтакте я наткнулся на кассету Berenice Hair - Agoraphobia C90.
Смесь ламповых шуршащих филдов, уютной, но расстроенной гитары и странных звуковых эффектов - влюбили меня в этот звук. Кассета была опубликована на страничке лейбла The Pillow Rec. Я написал на почту в надежде купить кассету, но, к моему огромному сожалению, тираж из 10 копий уже разобрали.
Спустя 2 года за кассетой "Уральский Культ" зашёл Ян Каплан. И рассказал про прикольный лейбл, с основателем которого они джемили. Это оказался тот самый The Pillow Rec.
Я написал Коле, и мы стали общаться. В мае 2023 на Фактуре вышел его альбом Земля-1 лимитированным тиражом в 10 копий. Каждую из копий Коля оформлял вручную, а музыка была доступна только на кассетах. На днях альбом стал доступен на всех стримингах.
Я поговорил с Колей, чтобы узнать о его лейбле The Pillow Rec, о других музыкальных проектах и контексте, в котором создавался альбом Земля-1. А Коля мне подарил свою копию Agoraphobia C90, за что ему огромное спасибо!
Как ты стал записывать музыку?
Когда-то я скачал с рутрекера дискографию Zelienople. Она у меня пылилась очень долго на жёстком диске. И я как-то внезапно начал её слушать с первого альбома, который называется «Pajama Avenue». Это очень повлияло на моё творчество и побудило начать записывать что-нибудь. Тогда же я и начал записывать первые эксперименты с акустикой.
А как ты перешёл от прослушивания музыки к записи?
Когда я был маленький, мама купила мне где-то на барахолке кассетный плеер, какой-то китайский, и кассету DDT или «Пилот». Точно не помню, что-то такое. Эта кассета мне очень нравилась. И я слушал радио. Часто засыпал в наушниках.
После того, как у меня появился интернет, вышел на какие-то независимые проекты. Это было довольно поздно, лет в 16.
А потом мне захотелось поиграть самому. Я накопил на акустику и что-то стал записывать. Какие-то стыдные такие записи, неприятные, мне до сих пор это творчество принимать не очень хочется.
Ты говоришь про проект «More Future Suffering»?
Да, был такой. Я тогда жил с бабушкой дома. Пока она спала, я старался максимально тихо играть. Наверное, поэтому и сейчас играю примерно так же, как-то тихо.
Я нашёл, что первая запись опубликована на Bandcamp в феврале 2015 года.
Да. Я достаточно быстро всё это записал. Какая-то медитация получилась с акустикой. Потом просто обработал это эффектами на компьютере, а после записал на кассету через советский магнитофон «Комета». Затем оцифровал обратно на ноутбук и прислал файл Ивану Фёдорову из самарского издательства «Зимнее море»
Ещё Саше Синичкину из “Polar Summer” записал мини-альбом «Stars on the pillow» в том же году на даче. Отправил ему архив с треками. И получилось так, что два релиза вышли с небольшой разницей во времени.
То есть были лейблы, которые тебе нравятся, и ты просто отправлял туда музыку?
Да, я часто тогда слушал разный хардкор и эмо. И почему-то мне захотелось сунуться туда с моей музыкой. Хотя она была не совсем к месту.
Это как когда музыка нравится, вроде бы чувствуешь свою принадлежность к ней, но при этом сам немного другое делаешь.
Проект «More Future Suffering», сколько он просуществовал?
Последнюю запись я выкладывал где-то в 21-м году. Нашёл трек на старом жёстком диске и подумал, что оставлю его как есть. Загрузил на Bandcamp и с тех пор я туда не заходил.
Можешь рассказать про альбом Unsend / Untitled? Для меня он сильно выделяется среди всех, потому что там есть вокал.
Ну просто захотелось что-то спеть в микрофон, так и получилось. Мне не очень нравится, как это записалось, но тем, кто издавал, говорят, нормально.
Причём там в credits написано «спасибо» Тимофею Шистка (Tim Six), Веронике Зинченко, Насте Горбуновой, Егору Клочихину (Foresteppe), Ивану Фёдорову, Саше Синичкину.
Да, это больше благодарность за моральную поддержку. За то, что ребята помогали мне не опускать руки.
Пытался найти все твои проекты в сети, например, в ВКонтакте. Практически нигде нет ссылок. Я нашёл: Шутка, Berenice Hair, More Future Suffering, The Pillow (лейбл). Это все проекты?
При этом первый релиз на «The Pillow» вышел в 17-м году. И это был первый релиз, который ты самостоятельно издал на физическом носителе - на диске.
Да, это был сплит вместе с Ойгн Макариаускасом.
А как вообще возникла идея сделать лейбл?
Я предложил Ойгну записать сплит. Он был не против издать его, и так возникла идея сделать своё издательство.
Мне помогли нарисовать логотип, и с тех пор я выпускал музыку на дисках. Мне нравилось этим заниматься. Но из-за того, что у меня было много своих дел, релизы выходили с достаточно большой задержкой.
Последний релиз в 22-м году - «о ри он - о ри он», был на кассетах.
Да, там все после Turbo Krysy выходило на кассетах.
А как ты эти тиражи делал? Какие-то кассеты покупал, записывал?
Мне как раз дали премию на работе. Я купил себе недорогую портастудию и покупал ресайкл-кассеты на перезапись. Затем я их красил акрилом, записывал по одной-две за раз. Дальше придумывал оформление. Не из-за того, что не было принтера. Мне просто хотелось внести какую-то лепту от руки.
Да, я заметил, что с самого начала релизы были hand-made.
Да, мне почему-то нравится так работать. Нравится что-то оформлять руками, вырезать, клеить.
По своей воле я достаточно редко этим занимаюсь, только если коллаж склеить или нарисовать что-нибудь… А если в этом есть необходимость, то мне ещё приятнее заниматься таким творчеством.
В твоей музыке получается сильная связь с физическим миром, потому что пленка, оформление вручную… Вообще ты используешь компьютер в записи?
Сейчас да. Так как у меня кассетник в ремонте, я разбираюсь с Logic. Постепенно изучаю лееринг, эффекты, в общем разные цифровые инструменты для записи.
А раньше? Ты вот нам, например, демо Шутки на кассете приносил… Никто до тебя так не делал.
Для меня не важно на чем записана музыка. Я просто стараюсь записать так, как мне хочется, но с кассетами у меня получается лучше.
Звук получается такой, как тебе нужен?
Да, я обычно цифрую кассету и потом уже отправляю файлом.
Я не так давно нашел проект «Огоньки». Это же продолжение этих идей из альбома Unsend / Untitled. Или мне кажется?
Не совсем. Это вообще идея Артема, он там построил свой микрокосм. И я ему с записью помогал.
Я тогда снимал квартиру на Мира 3Г. Артем приходил в гости, и мы по ночам обычно доставали инструменты, пиво, и сидели, импровизировали, писали на магнитофон «Легенда 404».
Он писал тексты, придумывал мелодии. Ещё мы как-то нашли книгу в канцелярской лавке. Там была интересная статья про «Ритуальное звучание камня». Мне кажется, что это само по себе достаточно странно звучит. Я её тогда вслух прочитал, и это почему-то попало на запись.
Во всех записях с самого первого альбома до крайнего, который ты у нас издал, основной инструмент - это гитара. Почему именно она?
Не совсем. Последние "Репетиции Шутки" 2022-го года, Дневник - Март 2023-го, и ещё одна одноимённая запись - все на синтезаторе записано.
И все же основной инструмент в 90% записей у тебя гитара.
Просто как-то приятнее играть именно так. Наверное из-за того, что первый инструмент был именно гитара. Может, для себя освоил его более глубоко и знаю его получше, чем синтезатор.
Сейчас вот пока коплю на курс по синтезу звука. Интересно, что будет после того, как пройду его.
Получается, у тебя сейчас саунд немного цифровизуется, да?
Я не ожидал, что так получится. В любом случае я подключаю внешние инструменты. Мне, в принципе, не особо важно цифра или аналог. Главное просто записать то, что мне хочется. Или посмотреть, что инструмент может передать в настоящем моменте.
У тебя есть еще проект касательно цифр. Это Berenice Hair. Он ведь больше сосредоточен на цифровых экспериментах, я правильно понимаю?
Я вообще хотел использовать этот проект как портфолио в будущем. Чтобы показать, как я могу работать с эффектами. Но при этом я допустил несколько ошибок. Надо было записывать сразу же на компьютер или на звуковую карту. Чтобы все звучало почище.
Но как я позже заметил, мне проще было работать поканально, и записывать на кассету, так как на портастудии с отдельными дорожками проще работать с панорамой. Нужно было выбрать нормальную хром кассету. Я тогда еще не знал об этом. И ещё я оцифровал кассету не с выхода, под тюльпаны, а с выхода, который под наушники. И это тоже дало какой-то не очень приятный эффект.
По моему запись звучит великолепно!
Ты можешь сказать, что из More Future Suffering вышли Шутка и Berenice Hair?
Даже не знаю. Я просто тогда хотел поменять название проекта. Это наверное метафора иронии, ко всему хорошему и плохому. Как шутка, которая может быть как злой, так и доброй, не знаю...
Можешь ли ты сказать, что Шутка - это противоположность Berenice Hair?
Да, потому что Berenice Hair мне тогда казалась очень душевной работой. Но в итоге, если копнуть поглубже, если понять весь контекст, то это просто музыка для заработка денег. То есть как аудиопрезентация для портфолио.
На самом деле, там довольно упоротые звуки, сауд-дизайн такой. То есть это прям крутая экспериментальная запись.
Мне тоже кажется, что это самое сложное, что я делал в принципе, в плане аранжировки.
А почему ты считаешь, что это именно для заработка денег?
Не знаю… Честно говоря, если сейчас переслушивать эту кассету, я не могу воспринимать ее нормально, потому что я изначально хотел записать её для портфолио, так как тогда уже нормально работал с эффектами (правда, в итоге записал всё не так, как хотел). Это больше похоже на какое-то психоделическое путешествие, чем на спокойное, расслабленное прослушивание.
Да, это правда психоделическое путешествие.
В этой записи, вместе со всеми огрехами в оцифровке, ещё и очень много всего добавлено. А мне, наоборот, нравится небольшой набор инструментов в записи. То есть мне проще работать, когда есть какие-то ограничения.
Кстати, мы ведь с тобой познакомились как раз с кассеты Agoraphobia C90, через художника Яна Каплана.
Да, я ещё заметил, что он сейчас часто выступает. Интересно, как он совмещает визуальное творчество с музыкальным. Те, с кем удаётся пообщаться о музыке, обычно очень рекомендую послушать его проект “Последний Изгнанник”.
А ты сам где в первый раз выступал?
Первый раз я выступал недавно в «Мы тут». «Мы тут» - это такое пространство для художников, киноведов, музыкантов, которые просто все вместе собираются и чего-нибудь обсуждают. Был то ли джем, то ли фест. Я просто сидел, играл, и понимал, что что-то явно не то. А потом со мной связывается Федя, который руководит клубом “Сторона Б” на этаж выше. Я в тот день в нём выступал. Федя сказал мне, что я отыграл неплохо и позвал разогревать группу Nim_b.
Это было второе выступление. На мой взгляд, по-моему, сейчас самое удачное, приятное. Мне его даже пересматривать иногда нравится, переслушивать.
То есть ты начал выступать буквально в этом году. Понравилось?
Да. И вообще, мне понравился этот опыт. Друзья пришли, тоже поддержали меня. Без них было бы неуютно.
Давай поговорим по поводу альбома Шутка - Земля-1, который вышел у нас, на Фактуре. Как делалась эта запись?
Всё было записано на портастудию, на ту кассету, которую я тебе в итоге и принёс. Альбом был записан в феврале 2022-го, буквально за неделю до того, как началась СВО. У альбома изначально концепции не было, но после начала этих событий я хотел как-то обозначить свою позицию касательно этой ситуации.
Альбом вышел про то, что Земля одна и надо друг о друге заботиться. В первую очередь наш друг - это Земля.
После того, как началась СВО, я посмотрел документалку «Космос» с Карлом Саганом и вообще заинтересовался личностью этого человека, книгами, которые он издавал. Правда, почти ничего не прочитал.
Я узнал о том, что он работал с Артуром Кларком, помогал снимать «Космическую Одиссею». Как он общался с компанией IBM, помогал ребятам узнавать о том, что такое космос.
Ещё он руководил очень интересным проектом SETI по поиску сигналов от внеземных цивилизаций. Как раз Wow-1977, это один из некоторых таких зарегистрированных сигналов. А ещё есть проект METI, который наоборот нацелен на отправку сигналов. Все эти отсылки есть в альбоме.
У Карла Сагана есть книга «Драконы Эдема», которая, как я понимаю, косвенно связана с книгой Станислава Лема «Эдем» В ней по сюжету учёные - кибернетик, химик и физик, терпят крушение на планете Эдем, которая подходит для жизни. Там атмосфера точно такая же, как и на Земле, только растительность другая. По мере того, как они познают эту планету и её обитателей, оказалось, что планета, хоть и прекрасная, но, находится в глобальном кризисе из-за того, что эти живые существа, как и человек, являются единственными существами на этой планете, которые опасны для самих себя.
Мне показалось, что это неплохая метафора, потому что рай хоть и может существовать, но в нём также как и на земле не могут жить в гармонии с собой. И мне хотелось это обозначить в своем творчестве, чтобы не забывать об этом.
Ух! Хорошо, что ты дал такой контекст. Очень круто.
Вообще ты создаешь впечатление человека скромного, немного скрытного, даже в интернете тебя не так просто найти. Например, твой лейбл The Pillow Records существует непонятно где, без указания города и контакта, только почта есть. Кажется, это довольно редкий случай, потому что обычно присутствует какая-то локация или человек, на которого можно выйти.
Я просто не знаю, как это делается, наверное у меня мало опыта.
При этом у тебя много знакомых, ты издавался на разных лейблах, получается ты человек общительный.
Я очень благодарен всем, кто помогает мне заниматься этим приятным делом, как и в случае с благодарностями на диске - это помогает мне не опускать руки. Я рад пообщаться с кем угодно о чем угодно, будь то творчество или личная жизнь… Думаю, что я всё таки открытый человек, но со своими проблемами конечно, как и у всех. И как все стараюсь решать свои проблемы.
А музыка, как думаешь, может тебе в этом помочь?
Да, для меня это лучший способ самовыражения. С помощью музыки я нахожу друзей, у меня поднимается настроение и самооценка, когда я что-нибудь пишу.
Здорово! Хотел бы что-нибудь добавить в конце?
Ешьте овощи, не забывайте звонить маме, и берегите друг друга так же, как и планету, на которой мы живём!
The Pillow Rec:
Bandcamp Вконтакте
Лейбл Фактура:
Вконтакте Bandcamp Soundcloud Instagram Facebook Telegram