Виталий Маклаков
(Кромешна, Лёгкий Крах, Обоздур)
Виталий Маклаков - художник и музыкант, родом из Каменск-Уральского - небольшого города в Свердловской области. В начале 2000-х стал участвовать в выставках и издавать свою музыку на кассетах и CD дисках. Под десятками псевдонимов Виталий выпустил более 300 альбомов, большинство из которых он оформил и издал сам.
Виталий сотрудничает с музыкантами и художественными институтами по всему миру. Он работает с полевыми записями, радио-шумами, синтезированными звуками самодельных шумелок.
Я позвонил Виталию по телефону и поговорил с ним о том, с чего всё началось.
Виталий сотрудничает с музыкантами и художественными институтами по всему миру. Он работает с полевыми записями, радио-шумами, синтезированными звуками самодельных шумелок.
Я позвонил Виталию по телефону и поговорил с ним о том, с чего всё началось.
Как ты узнал о нойз музыке?
Я купил альбом Летова (группа Коммунизм) Сатанизм. Такая шумовая штука. Меня это тогда как обухом по голове... Думаю: "круто, это же можно не зная нот лепить какую-то субстанцию". А потом попался лейбл подмосковный - Стрелы Перуна. И я заказал у них кассеты Misery, Одоленьветер, Медве на мече и Unknown.
Как ты стал записывать музыку?
Я записал на старый китайский микрофон звук из форточки и обработал его в Ejay. В итоге материал получился лиричный, можно сказать космический, минут на 13.
Я начал искать единомышленников. В интернете стали появляться сайты, и я нашёл лейбл Монохромное Видение. Но релиз так и не случился. В итоге я сам решил оформить его и издать под своим именем.
Есть какой-то принцип при создании музыки?
Я люблю эксперименты. Как-то раз я отогнул в кассетном проигрывателе валик, который мотает пленку. Она начала крутиться быстрее, и я подумал: “опа, можно же искажать звук”. Такой прием применялся в Music Concrete. Я беру запись и искажаю до неузнаваемости. И с того времени - это один из основных приёмов. Я записываю какую-то текстуру на диктофон или на плёнку и потом уже могу искажать его в цифре в компе и далее используя педали или плёнку…
Я купил альбом Летова (группа Коммунизм) Сатанизм. Такая шумовая штука. Меня это тогда как обухом по голове... Думаю: "круто, это же можно не зная нот лепить какую-то субстанцию". А потом попался лейбл подмосковный - Стрелы Перуна. И я заказал у них кассеты Misery, Одоленьветер, Медве на мече и Unknown.
Как ты стал записывать музыку?
Я записал на старый китайский микрофон звук из форточки и обработал его в Ejay. В итоге материал получился лиричный, можно сказать космический, минут на 13.
Я начал искать единомышленников. В интернете стали появляться сайты, и я нашёл лейбл Монохромное Видение. Но релиз так и не случился. В итоге я сам решил оформить его и издать под своим именем.
Есть какой-то принцип при создании музыки?
Я люблю эксперименты. Как-то раз я отогнул в кассетном проигрывателе валик, который мотает пленку. Она начала крутиться быстрее, и я подумал: “опа, можно же искажать звук”. Такой прием применялся в Music Concrete. Я беру запись и искажаю до неузнаваемости. И с того времени - это один из основных приёмов. Я записываю какую-то текстуру на диктофон или на плёнку и потом уже могу искажать его в цифре в компе и далее используя педали или плёнку…
Как ты открыл первый лейбл?
С друзьями сделали сайт лейбла Острога на хостинге Narod.ru. Там была только картинка, обложка и информация, музыку я туда не выкладывал, т.к. интернет был медленный. Мы вместе выступали, участвовали в выставках. А потом их жизнь затерла: семья, работа. В итоге я стал заниматься лейблом автономно. С полиграфией мне помогал один парень - он печатал на цветном принтере обложки. Но через какое-то время я остался один.
С друзьями сделали сайт лейбла Острога на хостинге Narod.ru. Там была только картинка, обложка и информация, музыку я туда не выкладывал, т.к. интернет был медленный. Мы вместе выступали, участвовали в выставках. А потом их жизнь затерла: семья, работа. В итоге я стал заниматься лейблом автономно. С полиграфией мне помогал один парень - он печатал на цветном принтере обложки. Но через какое-то время я остался один.
С 2012 на Discogs у тебя порядка 95 релизов под именем Виталий Маклаков, 90 под именем Обоздур и 145 под Light Collapse. Затем идёт много имён, где опубликовано от 1 до 50 релизов. При этом почти вся музыка издана на физических носителях. Ты можешь сказать сколько всего у тебя релизов?
Я сначала считал, но потом забил. Есть проекты про которые никто не знает. Я заливаю их просто на bandcamp и автора никто не знает (инкогнито проекты), чтобы не привязываться и остаться анонимным.
Я сначала считал, но потом забил. Есть проекты про которые никто не знает. Я заливаю их просто на bandcamp и автора никто не знает (инкогнито проекты), чтобы не привязываться и остаться анонимным.
То есть ты сначала публиковал музыку под своим именем. Почему ты стал создавать новые проекты?
Я читал интервью с Летовым, где он пафосно рассказывал, что его не поймают за хвост ни на каком уровне бытия, “мол, я могу делать непредсказуемые вещи, свободно выражаясь”.
Когда я публикую музыку в какой-то момент меня начинают узнавать. И я создаю новые проекты, чтобы избежать этой предсказуемости.
Я читал интервью с Летовым, где он пафосно рассказывал, что его не поймают за хвост ни на каком уровне бытия, “мол, я могу делать непредсказуемые вещи, свободно выражаясь”.
Когда я публикую музыку в какой-то момент меня начинают узнавать. И я создаю новые проекты, чтобы избежать этой предсказуемости.
Какие твои основные проекты?
Основные проекты - Кромешна, Лёгкий Крах (Light Collapse) и Обоздур. А самые первые - Light Collapse и Обоздур.
Light Collapse - начинался как некая отстраненность. Космос, абстракция, порой просто фиксации радиошума. Основа - записи радиошума. Но потом были вливания иных тем.
Обоздур - это необузданная энергия. Представь, что на телеге едет куча баб, беззубых сумасшедших баб, пьяных - очень импульсивная непредсказуемая штука без социальных наслоений.
Основные проекты - Кромешна, Лёгкий Крах (Light Collapse) и Обоздур. А самые первые - Light Collapse и Обоздур.
Light Collapse - начинался как некая отстраненность. Космос, абстракция, порой просто фиксации радиошума. Основа - записи радиошума. Но потом были вливания иных тем.
Обоздур - это необузданная энергия. Представь, что на телеге едет куча баб, беззубых сумасшедших баб, пьяных - очень импульсивная непредсказуемая штука без социальных наслоений.
Как у тебя хватает времени на такое количество проектов?
Я отрицаю факт времени, поэтому не спрашивай меня о каких-то датах - мне это не нужно. Если ты привязываешься ко времени, то ты стареешь. Кому нужно - тот разберется в дискографии.
То есть у тебя не строгий распорядок, ты бодрствуешь ночью и спишь днём, если хочется?
Я работаю за зарплату, но работа позволяет заниматься своими делами. Да, сейчас появились семейные дела, у меня двое детей. Но когда времени мало, появляется временная дыра, и нужно максимально мобилизоваться, потому что семья первична.
Когда я был в Тобольске на Артлабе (прим. образовательном мероприятии по современному искусству) искусствоведы и кураторы из москвы объясняли нам: “вы должны жить на то, что вы делаете, зарабатывать любимым делом”.
Но мне не нужно встраиваться в конъюнктуру рынка, редактировать своё в угоду тому, что продается. У меня есть постоянная работа, за счет которой я прокормлю семью. Делаю то, что хочу. Пабло Пикассо сказал: “Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник продаёт то, что пишет.“ Я с ним согласен. Но, если я решу зарабатывать своим творчеством и сделать из него искусство, то я не знаю что из меня получится (смеётся).
Я отрицаю факт времени, поэтому не спрашивай меня о каких-то датах - мне это не нужно. Если ты привязываешься ко времени, то ты стареешь. Кому нужно - тот разберется в дискографии.
То есть у тебя не строгий распорядок, ты бодрствуешь ночью и спишь днём, если хочется?
Я работаю за зарплату, но работа позволяет заниматься своими делами. Да, сейчас появились семейные дела, у меня двое детей. Но когда времени мало, появляется временная дыра, и нужно максимально мобилизоваться, потому что семья первична.
Когда я был в Тобольске на Артлабе (прим. образовательном мероприятии по современному искусству) искусствоведы и кураторы из москвы объясняли нам: “вы должны жить на то, что вы делаете, зарабатывать любимым делом”.
Но мне не нужно встраиваться в конъюнктуру рынка, редактировать своё в угоду тому, что продается. У меня есть постоянная работа, за счет которой я прокормлю семью. Делаю то, что хочу. Пабло Пикассо сказал: “Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник продаёт то, что пишет.“ Я с ним согласен. Но, если я решу зарабатывать своим творчеством и сделать из него искусство, то я не знаю что из меня получится (смеётся).
Ты выпускаешь музыку на физических носителях. Почему ты стал издавать её на кассете или диске, а не просто выложил в интернет?
Физические публикации - некое воплощение картин, но со звуком. Когда я выбираю, что послушать, уделяю большое внимание оформлению. Если релиз визуально крутой, то стоит послушать. Обычно люди тратят деньги на издание, на типографию. Всё это круто конечно, но мои работы сделаны вообще с нуля из подручных материалов.
Физические публикации - некое воплощение картин, но со звуком. Когда я выбираю, что послушать, уделяю большое внимание оформлению. Если релиз визуально крутой, то стоит послушать. Обычно люди тратят деньги на издание, на типографию. Всё это круто конечно, но мои работы сделаны вообще с нуля из подручных материалов.
Обычно, если кто-то открывает лейбл, он занимается им одним, максимум одного человека хватает на 2 проекта, поскольку выпуск на физическом носителе - требует времени. Я знаю 6 твоих лейблов, среди которых: Острога, Heart Shaped Box, Torga Amun, Zaimka, Monotype Series, Бесперечь, уверен, что есть и другие. Зачем столько, и чем они отличаются?
Острога - это более традиционные вещи. Архаика, шаманизм, ритуалы.
Heart Shaped Box - я взял название у Кобейна из Нирваны. Это что-то более человеческое.
Torga Amun - это мы с Женей Соломатиным воскресили Красноярский лейбл его друга. Где в основном нонконформизм и отмороженные сырые записи, на которых какие-то существа бредят на умирающей аппаратуре. Это как сублимация напряжения, которое копится. Естественная вещь, как выйти в поле проораться.
Эти 3 лейбла были основой. По мере освоения новых инструментов звук меняется - хочется под него новый проект создать. Но сейчас я перешёл на более глубокое осмысление (ввиду многих факторов) и издание CD и все лейблы в данный момент в стадии заморозки.
Острога - это более традиционные вещи. Архаика, шаманизм, ритуалы.
Heart Shaped Box - я взял название у Кобейна из Нирваны. Это что-то более человеческое.
Torga Amun - это мы с Женей Соломатиным воскресили Красноярский лейбл его друга. Где в основном нонконформизм и отмороженные сырые записи, на которых какие-то существа бредят на умирающей аппаратуре. Это как сублимация напряжения, которое копится. Естественная вещь, как выйти в поле проораться.
Эти 3 лейбла были основой. По мере освоения новых инструментов звук меняется - хочется под него новый проект создать. Но сейчас я перешёл на более глубокое осмысление (ввиду многих факторов) и издание CD и все лейблы в данный момент в стадии заморозки.
Некоторые твои релизы выглядят особенно впечатляюще, например Звуковая инсталляция для тайного схрона. Откуда такая тяга к нестандартному оформлению?
Лейбл Zaimka два года был основным. В рамках него я делал кропотливо оформленные артефакты. Наверное, потому, что я художник. Мне надоел штамповочный материал, когда берешь стандартную коробочку для диска - Jewel Case. Основная задача у меня - совместить звук и картинку.
Когда я был маленький, мы с дедом делали поделки. Он был мастером прикладного искусства, сейчас его работы хранятся в Далматовском Краеведческом музее. Скорее всего это он вдохновил меня на то, что я делаю. Я считаю нужным его задел продолжать, ведь я делаю то, что другие не умеют. Это моя естественная потребность - как дышать или есть.
Когда я был маленький, мы с дедом делали поделки. Он был мастером прикладного искусства, сейчас его работы хранятся в Далматовском Краеведческом музее. Скорее всего это он вдохновил меня на то, что я делаю. Я считаю нужным его задел продолжать, ведь я делаю то, что другие не умеют. Это моя естественная потребность - как дышать или есть.
Я считаю, что музыка должна взрывать рамки, что можно абсолютно свободно манипулировать всем. И посторонние вещи скрещивать в одно. Главное — то, что у тебя в голове, а играть музыку можно на всём.
English version: https://popeyemagazine.jp/en/post-64487/Japanese version: https://popeyemagazine.jp/post-64455/
Виталий Маклаков: Вконтакте Bandcamp Instagram Discogs
Виталий Маклаков: Вконтакте Bandcamp Instagram Discogs